Промежуточные итоги реализации проекта

19.09.2022

«Промежуточные итоги реализации проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда на бурятском языке в ДОО»

      16 сентября 2022 года в БРИОП прошел республиканский семинар «Промежуточные итоги реализации проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда на бурятском языке в ДОО»

      С приветственным словом к участникам семинара выступил Цыренов Владимир Цыбикжапович, доктор педагогических наук, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП». О роли проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОО на бурятском языке» в сохранении и развитии бурятского языка в современных социолингвистических условиях рассказал руководитель проекта Содномов Сономбал Цыденович, доктор.пед.н., профессор, зав. кафедрой ПиПД   ГАУ   ДПО   РБ «БРИОП».

      Каждая ДОО отчиталась по реализации проекта в своих учреждениях по формированию умения воспринимать бурятскую речь детьми младшего дошкольного возраста. По воспитанию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи и развитию диалогической формы речи среднего дошкольного возраста, а также монологической форм речи детьми старшего дошкольного возраста в условиях монолингвальной речевой развивающей среды в ДОО на бурятском языке.

    Наш детский сад представил итоги 2-х летней работы в проекте «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОУ на бурятском языке». В своей практической деятельности мы руководствуемся действующим федеральным и республиканским законодательством, а также локальными актами учреждения, а именно:

  1. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. ФГОС ДОО 17 октября 2013 г №1155;
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся от 312.07.2020 №304-ФЗ;
  4. Постановление Республики Бурятия «О стратегии развития бурятского языка на период до 2030 года» от 08.05.2019 года, № 228;
  5. Концепцией государственной национальной политики в Республике Бурятия;
  6. Уставом МАДОУ «Детский сад №52 «Ая-ганга»;
  7. Положением о языке образования в МАДОУ Детский сад №52 «Ая-ганга».

Создана монолингвальная речевая развивающяя среда на бурятском языке, комфортные и благоприятные условия для полноценного проживания детей дошкольного возраста, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.

Был проведен пилотный опрос в момент организации по вступлению в проект на предмет знания бурятского языка родителями воспитанников и в результате этого выявили вопросы, которые важно решить в рамках проекта.

В итоге по данным опроса получилась вот такая картина: 97% РОДИТЕЛЕЙ НЕ ЗНАЮТ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА, у 45 % ИЗ НИХ НЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ БЫ РАЗГОВАРИВАЛИ НА БУРЯТСКОМ ЯЗЫКЕ И БЫЛИ ЕГО НОСИТЕЛЯМИ. Тем не менее 100% родителей из этой группы ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ их РЕБЕНОК не только ЗНАЛ БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК, но и мог изъясняться на нём.  

25 % родителей ГОТОВЫ САМИ ИЗУЧАТЬ БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ, а остальные в силу того, что не имеют возможности из-за занятости, будут довольны тем, что их ребёнок по сравнению с ними овладеет родным языком уже с раннего детства.

ЭТИ ДАННЫЕ ПОКАЗАЛИ и показывают НАМ ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА РАЗРАБОТАЛИ активную речевую среду, которая носит развивающий характер.  И это удалось нам, благодаря грантовым средствам. В итоге нами освоено 410 тысяч рублей.

Одним из основных средств создания языковой среды выступает речевая деятельность на бурятском языке взрослых в дошкольном учреждении. Задача специалистов и педагогов, которые работают с данными группами сделать все возможное, чтобы заинтересовать и поддерживать интерес ребенка на протяжении всех лет проживания дошкольного детства в детском саду.

Параллельно включали в знакомство с бурятским языком родителей. Им было сложнее всего, но мы мотивировали их поддержкой и развитием бурятского языка детей.

    Стоит отметить, что в рамках парциальной программы «Инженер болохо аргатайб» в процессе проектной деятельности воспитанники вместе с родителями с помощью легоконструктора собирают персонажей по мотивам народной бурятской сказки и, обыгрывая в мини-сценках во время театрализации, озвучивают голоса героев на бурятском языке. Именно в таких моментах дети и родители еще больше получают мотивации для достижения своих результатов по овладению бурятской речью.

     За столь короткий период, есть определённые положительные результаты. Наши воспитанники становятся победителями и призерами таких творческих значимых конкурсов «Дангина - Баатар» на республиканском уровне, «Конкурс вокального мастерства на бурятском языке», «Региональный Конкурс по фольклору «Угайм зам (Дорога предков)», победителями олимпиады для дошкольников по бурятскому языку. А главное, наши воспитанники для того, чтобы продолжить развитие своей бурятской речи, начали поступать РБНЛИ №1.

    Так же стоит отметить, что наши воспитанники постоянные участники-герои детских передач на радиоволнах Буряад ФМ, радио ГТРК «Бурятия». На сегодня у нас в архиве есть записи 42 передач. Далее, наших детей и педагогов снимали в таких передачах как «Багшын булам», «Эрхим багша» и.т.д. стоит отметить, что мы активно сотрудничаем и с такими телекомпаниями как «Тивиком», «Аригус», «Буряад ТВ». Хочу такой сайт

Для эффективной, творческой, результативной работы принимали участие, знакомились с опытом работы по языковой направленности других регионов страны, а также транслировали свои наработки. Для поддержки педагогов, работающих в данном проекте под научным руководством доктора педагогических наук Содномова С.Ц. разработаны учебно-методический материал для работы воспитателей с детьми.

Например, пособие «Уран зохёол. Арадай аман зохеол» включает сказки, рассказы, стихи на бурятском языке. Наши ребята читают и учат стихи как в детском саду, так и в семье с родителями.

Парциальные программы:

1.      «Уран гархан» по художественно-эстетическому развитию;

2.      «Хухюухэн хонхонууд» по предметной области «Музыкальное воспитание»;

3.      «Инженер болохо аргатайб» по конструированию;

4.      «Аман угын абдар» по фольклору.

     Если говорить об актуальности данного проекта, то это доказывает результат мониторинговых исследований за 2 года.

     Если в начале проекта, владеющих бурятским языком и понимающих её был всего лишь 1 ребёнок из 67 детей, то сегодня данный показатель восприятия бурятской речи равен 100% из всех охваченных детей в моногруппах.   

     На сегодняшний день в условиях города развитие бурятского языка в детском саду — это очень кропотливый труд, но тем не менее мы видим положительную динамику развития своего проекта, есть определенные достижения.

    После заключения всех отчетов представителями ДОО, участвующих в  данном проекте выступила Дашиева Дарима Батуевна, координатор проекта о нормативно-правовой базе реализации проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОУ на бурятском языке»           

    Завершился семинар круглым столом «Реализация основной образовательной программы в условиях проекта. Формирование плана работы на учебный год», где были подведены итоги, намечены планы на новый учебный год. Нашему детскому саду вручили благодарственное письмо за активное участие в создании единого информационного пространства в рамках проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда в дошкольных образовательных организациях на бурятском языке», а также педагоги удостоены благодарственными письмами за высокие результаты в деле сохранения и развития родного языка, за большой вклад в профессиональном продвижении проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОО на бурятском языке» на мероприятиях всероссийского, межрегионального , республиканского уровней Дашиева Д.Б., Цыренова Б.Н.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.09.2022

Дата обновления: 20.09.2022

Дата публикации: 19.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».