ГРАНТ 2023

01.11.2023

ОТЧЁТ

о выполнении проекта «Интерактивный мобильный город

 «Тоонто нютаг» на средства гранта из республиканского бюджета

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно — патриотического воспитания. Именно с любви к «малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей «малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

 Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы. Создана среда, где ребятам интересно, они узнают свой город, в котором они живут, будут расти, учиться, жить прямо с входа в группу. Но прежде всего ребенок в этой среде продолжает обучаться родному языку, посредством разных технологий.

Исходя из этого для разрешения поставленной задачи, создан  интерактивный мобильный город «Тоонто нютаг», цель которого – обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО для развития целевых ориентиров дошкольного детства путём полного погружения в бурятскую языковую среду. Таким образом, проект содействует активному обучению дошкольников бурятскому языку дошкольников через создание различных центров познания, видов творчества, моделирования, конструирования, физической активности.

    Интерактивный мобильный город «Тоонто нютаг» состоит из «Торгово-развлекательного центра», «Библиотеки», «Театра», и другие зоны, с одной стороны, являются доступными, свободными и предлагают ребенку целый веер возможностей для реализации его активности; с другой стороны, обладает некими рамками и правилами поведения, конструктивного взаимодействия, дружелюбия, безопасности и т.д. При этом каждая «зона» включена в единую систему целостной жизнедеятельности детей, которые являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Только в активной деятельности дети быстрее обучаются родному языку, выстраивают словосочетания, предложения, запоминать слова и употреблять их в ситуативной речи.

     Дизайн-проект каждой игровой зоны составлен так, чтобы у детей появлялась возможность искать, пробовать себя, находить ответы на проблемные ситуации путем проб и ошибок, быть в активной деятельности. И задача педагога: оказывать не директивную помощь, а направлять, поддерживать детскую инициативу, видеть реальные проблемы и прорывы ребенка, оказывать помощь, общаться с детьми при необходимости при помощи жестов, мимики, компенсаторных средств для лучшего усвоения родного языка.

Детская библиотека «Номой сан»

    В книжном центре «Детская национальная библиотека «Номой сан» проходит первое знакомство читателей с библиотекой, создана атмосфера творчества и комфорта.

    Организовано открытое пространство для чтения, доступ к художественной детской литературе. Для любителей прослушивания аудиокниг выделена комфортная зона с креслом, встроенным в книжный стеллаж и специальным оборудованием, что будет совмещаться с зоной уединения. Выставочная зона, расположенная на мобильных стеллажах, позволяет знакомиться с книжными новинками и лучшими произведениями современных бурятских авторов, расположены настольные бурятские игры, атрибуты для игр.

     Еще одно направление деятельности в национальной детской библиотеке – краеведение. Высокие стеллажи предполагают размещение фонда краеведческих изданий, фонда в помощь детской творческой деятельности. Выставочная витрина предназначена для организации просмотров коллекций и изделий бурятских мастеров, талантливых жителей Республики Бурятия.

Торгово-развлекательного центра «Ая-ганга» (ТРЦ)

 

В рамках обогащения развивающей среды создана зона активности ТРЦ «Ая-ганга», центр для сюжетно-развивающей игры «Продуктовый магазин», «Супермаркет», «Магазин одежды», «Кафе», «Ресторан» и т.д.

     Также зона «ТРЦ «Ая-ганга» трансформируема, легко может преобразовываться в центр сюжетно-ролевых игр. Здесь множество игрушек. Отдельно здесь можно организовать в торговом центре парикмахерскую с креслом, куклами и игрушечными инструментами; больницу, где будут белые халаты и медицинские принадлежности. Дети создают кухонный уголок для девочек в данном центре. Для его организации подошли игрушечная плита, посуда, продукты, фартук и поварской колпак, а также и куклы в фартуках.

       Девочки, с их любимыми играми в дочки-матери, чаепитие или магазин,  чувствуют себя уютно в специальном игровом домике.

      В игровом домике найдется место и для мальчиков, именно они приходят в гости и знакомятся с основами этикета. Их игровая зона размещена рядом и ребята делают импровизированный гараж, где находятся машинки разных размеров (Томо, бага) и предназначений: грузовые, легковые, самосвалы, автобусы, машина скорой помощи, милиции и пожарной службы. Здесь же может быть построена и железная дорога. Можно также сделать небольшой уголок ремонтной мастерской с игрушечными молотками, гайками, шурупами и другими принадлежностями.

    Зона активности «Торгов-развлекательный центр «Ая-ганга» дает возможность для педагога ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших, а также закладывать основы функциональной финансовой грамотности.

Дворец спорта «Тамирай ордон»

    Спортивный уголок в детском саду – это обязательный элемент для физического развития детей всех возрастных групп.

В спортивном уголке имеется:

                   оборудование для скалолазания;

                   мягкий мат;

                   канат с потолка

·            спортивные принадлежности

    Роль этого уголка состоит в обогащении набора подвижных игр: воспитатель объясняет правила, дети обучаются игре и вспоминают её в самостоятельной деятельности (в детском саду, на прогулке, дома).

    Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям.

 Самое главное, через включенность специальной терминологии (аhалдаха, өөдөө гараха, доошоо бууха, дэбхэрхэ) в активный словарь детей, развивается у детей речь.

Завод конструирования и моделирования

«3DYХЭДYYД»

    Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников.

    Уголок конструирования наполнен следующими игровыми материалами:

    Строительный набор – это разновидность кубиков из пластмассы и дерева. Они разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства, как отдельных деталей, так и целого замка.

    Конструкторы типа «Лего» - такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.

    Магнитный конструктор состоит из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

     Плоскостные конструкторы - «Танграм», набор плоских геометрических фигур из дерева - представляют собой набор разноцветных геометрических фигур.

     Дидактические игры: «Найди отличия»; «Лабиринт»; «Геометрическая мозаика»; «Разрезные картинки»; «Домино»; «Найди тень»; «Чей хвост»; ««Весёлая логика»; «Что к чему?»; «Игра - обучалка со счетными палочками» и т. д. Игры развивают наблюдательность, творческое воображение, память, логическое мышление, речевую активность мелкую моторику пальцев рук. Все разрезные картинки, домино, лото на бурятском языке.

       Набор мелких игрушек, включающих в себя животных, человечков, транспорт, посуду. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты. Хочу такой сайт

     Материалы для конструирования из бумаги: прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе, альбомы, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага, фольга, оберточная бумага, картон.

Природный материал: Кора деревьев, семена, шишки сосны и ели, засушенные листья, солома, желуди, ракушки, палочки, крупы, скорлупки от орехов.

     Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Совместная конструктивная деятельность играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе.

    Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка друзьям и родным воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное.

    Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.

    В данном уголке конструирования реализуется парциальная программа на бурятском языке «Инженер болохо аргатайб» (Ерээдүйн инженернүүдые хүмүүжэлнэбди).

Фабрика «Уран гархан»

   Формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

    В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели. Здесь дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, рассматривая репродукции картин, портреты

При организации фабрики «Уран гархан» основывались на прикладном искусстве бурятского народа: работа с шерстью, конским волосом, фетром.

Появляются новые слова: нооhон, мориной hүүл, гэзэгэ и др.

Театр песни и танца «Ая-ганга»

    Театр - важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Через заучивание отдельных, слов, словосочетаний, предложений на бурятском языке развивается и обогащается речь дошкольников. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. Подобная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.

     Театр студия состоит из:

ü Сцена с куполом;

ü игрушки для разных видов театра (театра теней, настольного, пальчикового, бибабо, куклы, персонажи для коврографа);

ü реквизиты;

ü маски-шапочки;

ü костюмы или элементы костюмов;

ü фонотека с разнообразной музыкой;

ü музыкальный центр, миктрофон;

ü декорации (для старших дошкольников)

      Создавая театральный уголок в группе, воспитатели пробуждают у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрывают их индивидуальные способности и стремятся к сплочению их в дружную команду.

Проект «Интерактивный мобильный город «Тоонто нютаг» в детском саду способствует быстрому обучению детей бурятскому языку, личностному развитию ребенка, повышению профессиональных компетенций педагогов:

      Организовано единое образовательное пространство детского сада в формате продолжения детского этнографического комплекса «Ая-ганга»;

      Реализуются потенциальные способности и возможности детей в различных «студиях» по интересам, положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления бурятского языка, выведение детей на ситуативную речь;

      Создано позитивное детско-взрослое сообщество;

      Продолжается пополнение изданий методического материала по развитию речи на бурятском языке, включающие детские проекты, развивающие игры, этнокультурные материалы и сборник сказок на бурятском языке для детей дошкольного возраста.

    Продолжается активное взаимодействие и творческие связи с организациями и учреждениями города (ГАУ ДПО РБ «БРИОП», ФГБОУ ВО «БГУ им. Доржи Банзарова», Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ, Бурятский республиканский театр кукол «Yльгэр», ГАУ РБ Издательский дом «Буряад Yнэн», Национальная детская библиотека им. Б.Абидуева, Бурятское радио БГТРК.

    Создана театральная студии «Ая-ганга» и студии народно-прикладного творчества и рисования «Уран гархан» на базе детского сада;

      Поступление детей в СОШ  Республики Бурятия в РБНЛИ №1, СОШи с этноклассами с направлением обучения.

 

А также для реализации проекта использованы педагогические, личностные ресурсы, привлечены материальные средства.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.11.2023

Дата обновления: 27.11.2023

Дата публикации: 01.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».